Предустановленное ПО как пример навязывания услуги

03.04.2007

Большинство пользователей безусловно сталкивались с продажей настольных и портативных компьютеров с предустановленной операционной системой. Более того, сейчас это является самым распространённым и едва ли не единственным вариантом покупки домашнего компьютера или ноутбука. И наверняка некоторые покупатели задумываются о возможности покупки "чистой" машины, то есть без предустановленного программного обеспечения. Возможно ли это?

Дело в том, что продажа предустановленного программного обеспечения в интересах сразу двух сторон: продавца компьютера и производителя этого ПО. Продавец может делать большую наценку, а производитель таким образом предупреждает установку нелегальных программ. Однако, далеко не всегда пользователь стремится нарушить авторские права и установить нелицензионное ПО. Нередко на компьютере предполагается работа под такими операционными системами как Linux, Unix, Free BSD и прочими. По стандарту же десктопы и ноутбуки поставляются с ОС Windows. Как тогда быть покупателю?

Закон «О защите прав потребителей» запрещает «обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг)». Также он гласит: «Убытки, причинённые потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объёме». Тем не менее, на практике вырисовывается иная ситуация.

Один покупатель ноутбука Toshiba отправил в офис представительства компании письмо с объяснением того, что предустановленная Windows XP не будет использована на компьютере, так как выбор сделан в пользу системы Linux. При этом, как и положено, при первом запуске компьютера пользователь отказался принимать лицензионное соглашение. Отказ от использования лицензионного соглашения предполагает возврат производителю ПО и получение денежного возмещения. Однако пользователь получил отказ в возврате денег от компании Toshiba, и теперь дело готовится к подаче в суд.

Стоит заметить, что в 2003 году подобная ситуация произошла в Америке, и аналогичный процесс завершился победой покупателя. За дальнейшим развитием ситуации с Toshiba в России можно проледить здесь: http://community.livejournal.com/ru_linux/1106300.html.

Как бы ни завершилось дело, можно с точностью говорить об одном: данная ситуация является ярким примером того, что многие товары и услуги незаметно навязываются покупателям, хоть это и является противозаконным. Особенно распространено это явление в сфере компьютерных и интернет-технологий, и следует внимательно изучить все сопутствующие нюансы при покупке того или иного товара или услуги.



Новости